Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 13: Строка 13:




О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов <span style="color:#006400>'''методикой преподавания литературы.
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть, а их анализ проводить построчно, комментируя каждую поэтическую деталь, авторский стилистический оборот и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике, то есть методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу, далеко не всегда дословным. Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.


Например, Лев Лосев писал о следующих приемах "неортодоксального профессора":





Версия 23:24, 8 ноября 2024

Автор Стариков Андрей



Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.

Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.

  1. 006400

Текст Например, Лев Лосев писал о следующих приемах "неортодоксального профессора":


О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть, а их анализ проводить построчно, комментируя каждую поэтическую деталь, авторский стилистический оборот и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике, то есть методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу, далеко не всегда дословным. Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.

Например, Лев Лосев писал о следующих приемах "неортодоксального профессора":




Список использованных источников

1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения

2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог

3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке

4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra

5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта

6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы

7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики

8. Три миссии университета: образование, наука, общество

9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы

10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации

11. [http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/2_3.html Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы]