Система непересекающихся множеств: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Система непересекающихся множеств''' ({{lang-en|disjoint-set}}, или {{lang-en2|union–find}} {{lang-en2|data structure}}) — [[структура данных]], которая позволяет администрировать множество элементов, разбитое на непересекающиеся подмножества. При этом каждому подмножеству назначается его представитель — элемент этого подмножества. Абстрактная структура данных определяется множеством трёх операций: <math>\{\mathrm{Union}, \mathrm{Find}, \mathrm{MakeSet}\}</math>.
'''Система непересекающихся множеств''' — [[структура данных]], которая позволяет администрировать множество элементов, разбитое на непересекающиеся подмножества. При этом каждому подмножеству назначается его представитель — элемент этого подмножества. Абстрактная структура данных определяется множеством трёх операций: <math>\{\mathrm{Union}, \mathrm{Find}, \mathrm{MakeSet}\}</math>.


Применяется для хранения [[Компонента связности графа|компонент связности]] в [[Граф (математика)|графах]], в частности, [[Алгоритм Краскала|алгоритму Краскала]] необходима подобная структура данных для эффективной реализации.
Применяется для хранения [[Компонента связности графа|компонент связности]] в [[Граф (математика)|графах]], в частности, [[Алгоритм Краскала|алгоритму Краскала]] необходима подобная структура данных для эффективной реализации.
Строка 20: Строка 20:
* <math>\mathrm{Find}(x)</math>: проходит путь от <math>x</math> до корня дерева и возвращает его (корень в данном случае является представителем).
* <math>\mathrm{Find}(x)</math>: проходит путь от <math>x</math> до корня дерева и возвращает его (корень в данном случае является представителем).


== Эвристики ==
Для ускорения операций {{math|Union}} и {{math|Find}} могут быть использованы эвристики {{math|Union-By-Size}}, {{math|Union-By-Height}}, {{math|Random-Union}} и сжатие путей.


В эвристике {{math|Union-By-Size}} во время операции <math>\mathrm{Union}(r, s)</math> корень меньшего дерева вешается под корень большего дерева. Благодаря этому подходу сохраняется балансировка дерева. Глубина каждого поддерева <math>T</math> не может превысить величину <math>\log \left|T\right|</math>. При использовании этой эвристики время операции {{math|Find}} в худшем случае увеличивается с <math>O(\log n)</math> до <math>O(n)</math>. Для эффективной реализации предлагается сохранять в корне количество узлов в дереве.


Эвристика {{math|Union-By-Height}} аналогична {{math|Union-By-Size}}, но использует высоту дерева вместо размера.
В эвристике {{math|Random-Union}} используется тот факт, что можно не тратить дополнительные <math>O(n)</math> памяти на сохранение количества узлов в дереве: достаточно выбирать корень случайным образом — такое решение даёт на случайных запросах скорость, вполне сравнимую с другими реализациями. Тем не менее, если имеется много запросов вида «объединить большое множество с маленьким», данная эвристика улучшает [[матожидание]] (то есть среднее время работы) всего в два раза, поэтому использовать её без эвристики сжатия путей не рекомендуется.
Эвристика сжатия путей используется, чтобы ускорить операцию <math>\mathrm{Find}(x)</math>. При каждом новом поиске все элементы, находящиеся на пути от корня до искомого элемента, вешаются под корень дерева. В этом случае операция {{math|Find}} будет работать в среднем <math>\alpha(n)</math>, где <math>\alpha</math> — функция, обратная [[Функция Аккермана|функции Аккермана]]. Это позволяет значительно ускорить работу, так как <math>\alpha</math> для всех применяемых на практике значений принимает значение, меньшее 5.
== Пример реализации ==
Реализация на C++:
<source lang="cpp">
const int MAXN = 1000;
int p[MAXN], rank[MAXN];
void MakeSet(int x)
{
    p[x] = x;
    rank[x] = 0;
}
int Find(int x)
{
    return ( x == p[x] ? x : p[x] = Find(p[x]) );
}
void Union(int x, int y)
{
    if ( (x = Find(x)) == (y = Find(y)) )
        return;
    if ( rank[x] <  rank[y] )
        p[x] = y;
    else {
        p[y] = x;
        if ( rank[x] == rank[y] )
            ++rank[x];
    }
}
</source>
Реализация на Free Pascal:
<source lang="pascal" line="1">
const MAX_N = 1000;
var Parent , Rank : array [ 1 .. MAX_N ] of LongInt;
procedure swap ( var x , y : LongInt );
  var tmp : LongInt;
begin
  tmp := x;
  x := y;
  y := tmp;
end;
procedure MakeSet ( x : LongInt ) ;
begin
  Parent[x] := x;
  Rank[x] := 0;
end;
function Find ( x : LongInt ) : LongInt;
begin
  if ( Parent[x] <> x ) then
    Parent[x] := Find ( Parent[x] );
  Exit ( Parent[x] );
end;
procedure Union ( x , y : LongInt );
begin
  x := Find ( x );
  y := Find ( y );
  if ( x = y ) then exit();
  if ( Rank[x] < Rank[y] ) then swap ( x , y );
 
  Parent[y] := x;
  if ( Rank[x] = Rank[y] ) then
    inc ( Rank[x] );
end;
</source>
== См. также ==
* [[Лес непересекающихся множеств]]
== Литература ==
* [https://www.enseignement.polytechnique.fr/informatique/ARCHIVES/IF/03/pi/levy2/fischer-galler.pdf Galler, Bernard A., and Michael J. Fisher. «An improved equivalence algorithm.»] // [[Communications of the ACM]], 7.5 (1964): 301—303.{{ref-en}}
* [http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.435.9355&rep=rep1&type=pdf Tarjan, Robert E., and Jan Van Leeuwen. «Worst-case analysis of set union algorithms.»] // [[Journal of the ACM]] 31.2 (1984): 245—281.{{ref-en}}
* {{книга
|автор = Томас Кормен и др.
|заглавие = Алгоритмы: построение и анализ
|оригинал = Introduction to Algorithms
|ссылка =
|издание = 2-е изд
|место =  М.
|издательство = [[Вильямс (издательство)|«Вильямс»]]
|год = 2006
|страницы = 1296
|isbn = 0-07-013151-1
}}
== Ссылки ==
* [https://www.cs.princeton.edu/courses/archive/spring13/cos423/lectures/UnionFind.pdf Union-Find] / Kevin Wayne, Pearson-Addison Wesley{{ref-en}}
* [http://staff.ustc.edu.cn/~csli/graduate/algorithms/book6/chap22.htm Chapter 22: Data Structures For Disjoint Sets] / Introduction to Algorithms, Thomas H. Cormen, Charles E. Leiserson, and Ronald L. Rivest{{ref-en}}
* [https://web.archive.org/web/20140924062309/http://rain.ifmo.ru/cat/view.php/vis/unsorted/disjoint-sets-2003 Визуализатор работы некоторых структур данных для непересекающихся множеств] / ИТМО
* [http://www.boost.org/doc/libs/1_35_0/libs/disjoint_sets/disjoint_sets.html Реализация непересекающихся множеств в коллекции библиотек C++ Boost], 2006
{{Структуры данных}}
{{rq|refless}}
[[Категория:Структуры данных]]
[[Категория:Структуры данных]]

Текущая версия на 13:38, 16 февраля 2024

Система непересекающихся множеств — структура данных, которая позволяет администрировать множество элементов, разбитое на непересекающиеся подмножества. При этом каждому подмножеству назначается его представитель — элемент этого подмножества. Абстрактная структура данных определяется множеством трёх операций: [math]\displaystyle{ \{\mathrm{Union}, \mathrm{Find}, \mathrm{MakeSet}\} }[/math].

Применяется для хранения компонент связности в графах, в частности, алгоритму Краскала необходима подобная структура данных для эффективной реализации.

Определение

Пусть [math]\displaystyle{ S }[/math] конечное множество, разбитое на непересекающиеся подмножества (классы) [math]\displaystyle{ X_i }[/math]:

[math]\displaystyle{ S = X_0 \cup X_1 \cup X_2 \cup \ldots \cup X_k: X_i \cap X_j = \varnothing \quad\forall i, j \in \lbrace 0, 1, \ldots, k \rbrace, i \neq j }[/math].

Каждому подмножеству [math]\displaystyle{ X_i }[/math] назначается представитель [math]\displaystyle{ r_i \in X_i }[/math]. Соответствующая система непересекающихся множеств поддерживает следующие операции:

  • [math]\displaystyle{ \mathrm{MakeSet}(x) }[/math]: создаёт для элемента [math]\displaystyle{ x }[/math] новое подмножество. Назначает этот же элемент представителем созданного подмножества.
  • [math]\displaystyle{ \mathrm{Union}(r, s) }[/math]: объединяет оба подмножества, принадлежащие представителям [math]\displaystyle{ r }[/math] и [math]\displaystyle{ s }[/math], и назначает [math]\displaystyle{ r }[/math] представителем нового подмножества.
  • [math]\displaystyle{ \mathrm{Find}(x) }[/math]: определяет для [math]\displaystyle{ x \in S }[/math] подмножество, к которому принадлежит элемент, и возвращает его представителя.

Алгоритмическая реализация

Тривиальная реализация сохраняет принадлежность элементов из [math]\displaystyle{ S }[/math] и представителей [math]\displaystyle{ r_i }[/math] в индексном массиве. На практике же чаще используются множества деревьев. Это позволяет существенно сократить время, необходимое для операции Шаблон:Math. При этом представитель записывается в корень дерева, а остальные элементы класса в узлы под ним.

  • [math]\displaystyle{ \mathrm{Union}(r, s) }[/math]: вешает корень более низкого дерева под корень более высокого дерева. Если при этом [math]\displaystyle{ r }[/math] становится потомком [math]\displaystyle{ s }[/math], оба узла меняются местами.
  • [math]\displaystyle{ \mathrm{Find}(x) }[/math]: проходит путь от [math]\displaystyle{ x }[/math] до корня дерева и возвращает его (корень в данном случае является представителем).