Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций: различия между версиями
Строка 18: | Строка 18: | ||
===История становления Бродского-педагога=== | ===История становления Бродского-педагога=== | ||
На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы». Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать. | |||
На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать соответствующий подход. | На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать соответствующий подход. | ||
Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. | Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. |
Версия 21:28, 25 декабря 2024
Краткое содержание | |
---|---|
Авторы, о которых сделана работа | Бродский |
Конкретное произведение, о котором речь | |
Год написания произведения |
Автор Стариков Андрей
Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.
В нашем случае - Иосифа Бродского.
История становления Бродского-педагога
На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы». Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать. На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать соответствующий подход. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Педагогический путь Бродского начался Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и «приучать» к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с методикой преподавания мировой литературы Уинстена Хью Одена. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.
Список использованных источников
1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения
2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог
3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке
4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra
5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта
6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы
7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики
8. Три миссии университета: образование, наука, общество
9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы
10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации