Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 14: Строка 14:
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.  
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.  
В нашем случае - Иосифа Бродского.  
В нашем случае - Иосифа Бродского.  


===История становления Бродского-педагога===
===История становления Бродского-педагога===


На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы». Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать.
На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы». Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать.
На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать соответствующий подход.  
На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать к их синтезу соответствующий подход.  
Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы.
Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы.
Педагогический путь Бродского начался  
Педагогический путь Бродского начался  
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и «приучать» к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу.  
 
===Стилистическое новаторство Бродского в преподавании литературы===
 
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и «приучать» к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр.  
Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки".  
Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд".  
Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу.  
Здесь же мы находим пересечение с методикой преподавания мировой литературы Уинстена Хью Одена. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.  
Здесь же мы находим пересечение с методикой преподавания мировой литературы Уинстена Хью Одена. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.  
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.

Текущая версия на 11:56, 26 декабря 2024



Краткое содержание
Авторы, о которых сделана работа Бродский
Конкретное произведение, о котором речь
Год написания произведения

Автор Стариков Андрей



Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.


Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности. О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.

В нашем случае - Иосифа Бродского.


История становления Бродского-педагога

На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы». Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать. На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать к их синтезу соответствующий подход. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Педагогический путь Бродского начался

Стилистическое новаторство Бродского в преподавании литературы

Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и «приучать» к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с методикой преподавания мировой литературы Уинстена Хью Одена. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.


Список использованных источников

1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения

2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог

3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке

4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra

5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта

6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы

7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики

8. Три миссии университета: образование, наука, общество

9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы

10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации